Dassault отходит от своих корней?
Автор: Елена Гореткина
08.12.2010
В качестве главной темы форума European Customer Forum (ECF) компания Dassault Systemes (DS) выбрала концепцию реалистичного восприятия (Lifelike Experience). DS реализовала эту технологию несколько лет назад, когда выпустила платформу PLM V6, но на первый план выдвинула на этой конференции, собравшей более полутора тысяч участников.

Видимо, DS решила привлечь внимание заказчиков к этой новой концепции, подразумевающей создание, обработку и совместное использование результатов трехмерной реалистичной визуализации. Казалось бы, это — необычный шаг для ведущего игрока рынка САПР/PLM. Нехарактерным был и состав выступавших. Ведущее место на пленарном заседании было отведено заказчикам, но из них лишь двое представляли традиционные отрасли Dassault — аэрокосмическую и автомобильную промышленность. Остальные были участниками индустрий розничной торговли, производства модной одежды, пищевой промышленности и ИТ.

Новые продукты, представленные на конференции, тоже оказались нетипичными для области САПР/PLM. DS представила поисковую систему компании Exalead, которую она купила нынешним летом, и платформу для социальных сетей SWYM (See What You Mean) собственной разработки.

Правда, две новинки были предназначены для проектировщиков. Первая — это система 2D-проектирования DraftSight, главная изюминка которой заключается в том, что она бесплатная, а вторая — Live Buildings — интересна тем, что ориентирована на строительную индустрию, а в данной области DS до сих пор не играла заметной роли.

Расширение охвата
Это позволяет предположить, что DS делает ставку на охват новых отраслей, в которых технология PLM пока мало распространена. Компания не скрывает таких планов. “Сейчас речь идет о новом взгляде на PLM в связи с переходом от традиционного управления инженерной информацией к подходу на основе реалистичного восприятия”, — сказал глава DS Бернар Шарлес.

По его словам, концепция Lifelike Experience была задумана в 1996 г., в 2004-м начались разработки, а в 2008-м она была реализована в составе платформы PLM V6, в которую вошел новый продукт 3DVIA, предназначенный для реалистичной визуализации. “Теперь мы активно продвигаем эту концепцию”, — сказал г-н Шарлес.

Технология реалистичного восприятие и поисковые приложения служат надстройкой над традиционной платформой PLM, основанной на системе ENOVIA, которая, в свою очередь, объединяет остальные продукты компании — CATIA, DELMIA и SIMULIA, а доступ к этой среде можно осуществлять через корпоративную систему предприятия, с помощью облака и с мобильных устройств. Кстати на конференции было объявлено о поддержке смартфонов iPhone и планшетов iPad.

По мнению Бернара Шарлеса, предприятия меняют подход к PLM. Раньше сначала обычно внедрялся инструмент CAD, предназначенный для проектирования, а затем к нему добавлялась система PDM, ориентированная на управление инженерными данными. Теперь заказчики зачастую идут к PLM не от проектирования, а со стороны потребителей, чтобы организовать с ними обратную связь. В результате появился спрос на PLM в отраслях, которые раньше не интересовались этой технологией. В качестве примера г-н Шарлес привел создание интеллектуальных автомобилей, мехатронику, молекулярный анализ, онлайновую торговлю, производство потребительских товаров, оптимизацию зданий, розничную торговлю и т. д. Для них и предназначены средства реалистичного восприятия, поисковые системы и социальные сети.

Судя по докладам на конференции, новички уже активно осваивают PLM. Так, компания Meyn, занятая в области переработки птицы, сейчас переходит на Enovia V6 для улучшения взаимодействия с поставщиками, а основу для такого сотрудничества видит в применении PLM 2.0, SWYM и Exalead. Ее ИТ-директор Стив Клейн подчеркнул важность технологии реалистичного восприятия: “Людям нужна визуализация, а не текст”.

Фирма s.Oliver, занятая производством и продажей модной одежды, сейчас внедряет PLM-систему DS и надеется окупить инвестиции за счет сокращения времени выпуска продукции в продажу со 180 до 60—50 дней. Сеть розничных магазинов Carrefour в ответ на рост конкуренции объявила план трансформации бизнеса, направленный на повышение эффективности использования информации от магазинов и передачи им решений руководства. Одним из направлений преобразований стала реализация концепции виртуального шоппинга с помощью технологии реалистичного восприятия от DS. О переходе на платформу PLM V6 объявила и ИТ-компания Nokia.

На конференции упоминался и новый продукт Live Buildings, который предназначен для строительной отрасли (Architecture, Engineering and Construction, AEC). Хотя продукты DS и раньше применялись для проектирования зданий, но лишь для уникальных, сложных проектов. А на массовом рынке AEC компания не играла заметной роли. Видимо, DS намерена изменить эту ситуацию. Как рассказал Паскаль Далоз, система Live Buildings предназначена для концептуального проектирования, т. е. быстрого воплощения идей в виде эскизов. “При этом мы не собираемся конкурировать лидерами рынка AEC — Autodesk и Revit, — объяснил он. — Главным конкурентом Live Buildings, скорее, является система Google SketchUp, предназначенная для создания моделей произвольной формы, но в случае SketchUp такую модель нельзя использовать в инженерной системе, так как это — просто картинка, а с помощью нашего инструмента проектировщики смогут работать с моделью в любой AEC-системе, например от Autodesk. Кроме того, поддерживается коллективная работа над проектом, а изменения можно вносить легко и быстро, так как основу составляет технология прямого моделирования без дерева построения модели”.

Такая активная политика охвата новых отраслей приносит свои плоды. По словам Бернара Шарлеса, их доля в общем доходе компании превышает 20%. Остальное приходится на базовые отрасли, такие как автомобильная и авиакосмическая промышленность, машиностроение и судостроение. “Но я думаю, что рост вклада новых отраслей продолжится и динамика будет высокой”, — сказал он.

Это мнение разделяет Паскаль Далоз, исполнительный вице-президент DS по стратегии и маркетингу: “Еще четыре года назад доля новых отраслей не превышала 8%, но доход от них растет быстрее, чем общий бизнес DS. Одна из причин — слабое распространение PLM в этих отраслях. Привлечь таких заказчиков позволяет концепция реалистичного восприятия”.

Однако он считает, что и традиционный рынок DS еще далек от насыщения: “Возьмем, к примеру, нашего самого крупного заказчика — компанию Boeing, где система CATIA установлена на более чем 10 тыс. рабочих мест. Но это лишь 35% от общего количества, остальное приходится на другие продукты, в основном 2D-САПР”.

Доказательством того, что DS не забывает о своих базовых отраслях, является порядок презентаций на пленарном заседании. Первым выступил представитель Европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, который рассказал о расширении сотрудничества с DS в рамках проектов PHENIX и BoostAerospace, а вторым — ИТ-директор компании Faurecia, крупного мирового поставщика комплектующих для автомобильной промышленности, сообщивший о запуске проекта eStep на базе ENOVIA и Exalead, который направлен на улучшение управления программами разработки продукции.

“В базовых отраслях еще есть, куда расти, причем это относится не только к CATIA, но и к ENOVIA. Так, в оборонной отрасли доля CATIA — 30—31%, а ENOVIA — только 10—12%”, — считает Паскаль Далоз. Тем не менее по темпу роста продаж CATIA отстает от других продуктов DS. Как рассказал г-н Далоз, ежегодный рост дохода от CATIA немного превышает 10%, от ENOVIA составляет около 20%, от SolidWorks — 15%, от SIMULIA — 16%, от DELMIA — 18%, а поступления от 3DVIA и Exalead растут очень быстро, так как эти продукты новые и на них действует эффект низкого старта. Но именно CATIA вносит основной вклад в общий оборот компании — на нее приходится 39%, на SolidWorks — 20%, на ENOVIA тоже 20%, остальное — на SIMULIA, DELMIA и другие продукты.

Такая структура дохода позволяет понять стремление DS охватить новые отрасли и снизить зависимость от традиционных областей, в которых основной доход приносит CATIA. Видимо, для этого компания и продвигает концепцию реалистичного восприятия, направленную на включение неинженеров в работу с PLM. По мнению Паскаля Далоза, в этой области сейчас нет особой конкуренции. “Реалистичное восприятие — новая концепция, которой мы занимаемся в одиночку, но, думаю, что такое положение не продлится долго. Так, Adobe уже пытается реализовать некоторые возможности 3DVIA в программе Flash”.

Экономика и практика
Что касается динамики доходов DS, то в последние годы рост в среднем составлял 15%, и даже в прошлый кризисный год достиг 12%. “Сейчас ситуация в целом улучшается. В ближайшие годы мы ожидаем подъема на 20%. Главными катализаторами роста являются новые отрасли и развивающиеся регионы”, — сказал Паскаль Далоз.

Компания инвестирует в развивающиеся страны, в частности в свой российский бизнес. По словам Бернара Шарлеса, в первую очередь инвестиции направляются в собственные офис, во вторую — в расширение партнерской сети. Кроме того, создается сеть партнеров по разработке. “DS уже взаимодействует с рядом российских университетов в исследованиях по созданию новой версии PLM-системы. Например, в Новосибирском университете ведется разработка передовых алгоритмов для оптимизации геометрии. Мы сотрудничаем с компанией Ledas на условия субконтракта, — сказал Паскаль Далоз. — В России все в порядке с компетенцией по теории PLM, но пока не хватает опыта в сфере ее практических применений”.

По его мнению, с точки зрения практики наша страна несколько отстает от мировых тенденций. Хотя российские специалисты хорошо разбираются в технологиях, они не используют их в той же мере, как, например, американские. Причину он видит в слабом развитии консалтинговых услуг. В США и Западной Европе много компаний, которые не просто продают ПО, но и советуют, как с его помощью усовершенствовать работу. Но у нас, считает он, нет достаточного числа компаний, предоставляющих подобные сервисы. В результате предприятия занимаются самообслуживанием и не могут использовать все возможности PLM, так как помимо внедрения ПО нужно также реализовать соответствующую методику проектирования.

Облака и онлайн
Следуя современным тенденциям, DS собирается запустить систему управления данными ENOVIA V6 в облаке. Для этого будет предназначен новый сервис, с помощью которого пользователи смогут быстро сконфигурировать ENOVIA под свои потребности. Это позволит пользователям CATIA, SolidWorks, SIMULIA и других систем DS работать над одним проектом, независимо от местоположения. Учитывая, что сейчас две трети проектных и производственных предприятий не имеют средств управления данными или используют примитивные файловые системы, такой подход может иметь успех.

Другой продукт — система для социальных сетей SWYM — уже доступна в онлайне. Ее участники могут создать свое рабочее пространство и сотрудничать с другими людьми. Это ПО уже прошло проверку в самой компании DS, в которой его использовали более 9000 человек, и теперь выпускается на рынок в качестве онлайного сервиса и по подписке.

Онлайновыми возможностями обладает еще один новый продукт — бесплатная система 2D-проектирования DraftSight. По словам Паскаля Далоза, в области 2D уже не наблюдается особых инноваций. Но люди продолжают платить за такие продукты, не получая особых преимуществ от инвестиций. “Поэтому мы выпустили бесплатный продукт, который конкурирует с AutoCAD, — сказал он. — Его основная ценность — поддержка коллективной работы над проектами через Интернет. Для этого предназначен специальный сайт и инструменты. По нашей оценке, в мире 3 млн. людей используют 2D, причем подавляющее большинство применяет AutoCAD. Но они не имеют средств для взаимодействия. Мы считаем, что главное преимущество дает именно коллективная работа над проектом и собираемся изменить эту ситуацию”.

Хорошо ли отрываться от корней?
Выпуск новых продуктов, платформ и концепций позволяет DS привлечь заказчиков за пределами традиционных отраслей. Это открывает компании простор для роста, но вынуждает конкурировать с ведущими поставщиками инфраструктурных решений, таких как Microsoft, Oracle и IBM. Сможет ли DS завоевать прочные позиции на этом новом, непроизводственном рынке? Время покажет.

http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=127230

ЦИТАТА:
"Однако он считает, что и традиционный рынок DS еще далек от насыщения: “Возьмем, к примеру, нашего самого крупного заказчика — компанию Boeing, где система CATIA установлена на более чем 10 тыс. рабочих мест. Но это лишь 35% от общего количества, остальное приходится на другие продукты, в основном 2D-САПР”.
"

Ну если уж на Боинг такой подавляющий процент 2Д
проектирования еще, то чтот говорить об остальных фирмах?

ЦИТАТА:
" “Реалистичное восприятие — новая концепция, которой мы занимаемся в одиночку, но, думаю, что такое положение не продлится долго. Так, Adobe уже пытается реализовать некоторые возможности 3DVIA в программе Flash”.
"

Меня, видимо как единственного разработчика интеллектуальных веб-сервисов для машиностроения на Flash
такое сообщение радует.

Вообще в середине нулевых годов, все было стратегтически выбрано правильно: Knowledge Baqsed Machining, Flash, SaaS, Mobile device, DXF, Free access.
НУ ВСЕ БУКВАЛЬНО!
За счет этого и удалось опередеть весь мир и предстаить прототип фрезерного веб-сервиса-автомата и токарного http://cnconline.ru
А инвесторы здесь большие допухи!
В таких проектах думаю, на вложенный доллар
можно не 100 и даже не 1000 получить за год, два...