Российское машиностроение вступает в новый виток кризиса
Сегодня, 12:14             

По оценке экспертов РИА Рейтинг, спад производства в российском машиностроении за первый квартал 2013 года составил 5,7%, что стало одним из худших результатов среди отраслей обрабатывающего сектора.

В прошлом году машиностроительный комплекс показал лучший результат в обрабатывающем секторе промышленности, хотя уж в конце года было понятно, что отрасль начинает скатываться в кризис.

В качестве основной причины падения производства в отрасли эксперты называют сокращение инвестиционного спроса в стране. Машиностроение является одним из наиболее чувствительных к ухудшению инвестиционного климата секторов российской экономики. Напомним, что в 2008 году во многих машиностроительных подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование, падение производства началось за несколько месяцев до августа. Примерно также развивается ситуация и сейчас. ВВП еще демонстрирует вялый рост, но машиностроение уже идет под гору.

Динамика производства большей части инвестиционного оборудования в первом квартале 2013 года была отрицательной. Причем темпы спада были большими. Производство зерноуборочных комбайнов сократилось по сравнению с прошлым годом на 14%, экскаваторов - на 17,%, тракторов для сельского хозяйства - на 21,6%, грузовых вагонов - на 23,9%, турбин и генераторов - вдвое меньше.

Значительно лучше чувствуют себя те подотрасли машиностроения, которые ориентированы на потребительский спрос, отмечают аналитики. Например, производство бытовых приборов выросло в отчетном периоде почти на 10%. При этом выпуск холодильников увеличился на 5,2%, стиральных машин - на 20,1%, пылесосов - на 24,9%.

Впрочем, в 2013 году и внутренний потребительский спрос тоже начинает сбоить. Это хорошо видно на примере автомобильного рынка, продажи на котором начали сокращаться в марте, что повлекло за собой резкое сокращение производства легковых автомобилей. В марте их выпуск сократился на 8,1%.

Таким образом, российское машиностроение сейчас вступает в новый виток кризиса, который по глубине спада производства может быть не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. И также, как и в 2009 году, машиностроители надеются не столько на свои силы, сколько на помощь правительства.

Напомним, что выйти из кризиса 2009 года машиностроение смогло за счет нескольких стимулирующих мер правительства. В частности, программа утилизации старых автомобилей ненадолго продлила жизнь автовазовской "классике" и заодно спасла весь автомобилестроительный сектор. По мнению экспертов, эта программа стала своего рода триггером цепной потребительской реакции на автомобильном рынке. На протяжении 3 лет, вплоть до второй половины 2012 года легковое автомобилестроение было главной движущей силой всего машиностроительного комплекса России.

Также хорошо помог механизм реализации договоров о предоставлении мощности в энергетике, внедренный в период острой фазы кризиса, когда инвесторы стали отказываться от ранее взятых обязательств по строительству электростанций. Механизм ДПМ фактически свел на нет риски инвесторов, в результате чего электростанции стали расти, как грибы, а вместе с ними улучшились производственные и финансовые результаты изготовителей турбин и генераторов.

Кроме того, были вложены немалые средства в докапитализацию "Росагролизинга", который смог поддержать на плаву сельскохозяйственное машиностроение. В свою очередь либерализация рынка железнодорожных перевозок стимулировала резкое увеличение производства грузовых вагонов. Правда, уже в 2012 году выяснилось, что механизм либерализации оказался не очень отлаженным, в результате чего на рынке вагонов образовался пузырь, схлопывание которого мы сейчас наблюдаем.

Сегодня у правительства также есть в запасе несколько задумок, которые оно уже начало реализовывать, или только собирается. Например, речь идет о федеральной программе субсидирования производителей сельскохозяйственной техники. Суть ее в том, что заводы продают технику аграриям с 15-процентной скидкой. В свою очередь, Минсельхоз возмещает эту скидку производителям. Не очень изобретательно, но, надо полагать, действенно. Возможно, уже во втором полугодии динамика производства комбайнов и тракторов улучшится. Во всяком случае, есть такая надежда.

Вагоностроители в скором времени также могут получить поддержку в виде запрета на процедуру продления срока службы старых вагонов. Эта мера сейчас активно обсуждается участниками рынка и, скорее всего, она будет введена в скором времени. Пока только не ясно будет ли это жесткий запрет, или правительство только ограничит сроки продления. В любом случае, перевозчикам придется раскошелиться на обновление своего парка.

Обсуждаются также варианты возрождения программы утилизации в различных машиностроительных отраслях, вплоть до судостроения. Вполне возможно, что где-нибудь эта мера снова "выстрелит". В том числе, в автомобилестроении, которое срочно нуждается в какой-то внешней поддержке.

Таким образом, с помощью очередного перехода на ручное управление российское машиностроение может продержаться некоторое время выше ватерлинии до того момента, когда инвестиционный спрос в стране возобновит рост.

Проблема заключается лишь в том, что подобные меры стимулирования с некоторым успехом позволяют выживать в периоды острых кризисов, но, как показал опыт, они не ведут к повышению эффективности и конкурентоспособности отрасли. За последние годы конкурентоспособность российской машиностроительной продукции если и росла в отдельных ее секторах, то только за счет создания сборочных предприятий, которые выпускают французские автомобили, германские электровозы и другие виды заграничной техники, успешно противостоящие на внутреннем рынке своим импортным близнецам. Единственный прорыв и гордость новейшей истории - это "Суперджет 100", но, во-первых, он пока еще не доказал своей рыночной состоятельности, а, во-вторых, его комплектация в значительной мере тоже не отечественного происхождения.

http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/35 … ovyjj.html