Как заработать на социальных сетях
Автор: Сергей Бобровский
20.11.2008
Социальные сети и социальный софт вошли в десятку стратегически важных технологий 2009 г., определенных аналитиками Gartner. А сервис трендов Google, отслеживающий количество тематических запросов, показывает, что интерес к этим технологиям во всем мире вырос за последний год на 25% (а за два последних — увеличился в два раза), продолжает уверенно расти, и кризисные явления ничуть на него не влияют. Социальные сети, как более “взрослые” средства взаимодействия, приходят на смену форумам и блогам, достигшим критической массы, но пока не сумевшим преодолеть естественный барьер неприятия анонимных форм общения, частенько привлекающих неадекватных людей. Эти сети отличаются в лучшую сторону тем, что требуют полноценной регистрации и ввода настоящего имени и фамилии, предлагая контакты с реальными личностями и более-менее знакомыми людьми, успешно объединяя их по интересам и профессиональным навыкам. Конечно, без анонимности или поддельных аккаунтов и здесь не обходится, однако процент таковых существенно ниже.
Какие цели преследуют создатели подобных систем? Крупные порталы добавляют поддержку социальных сетей, заботясь об имиджевой составляющей, частично отдавая дань моде и стремясь сохранить пользователей или переманить их из других систем. Но в основном это обычный бизнес, и методы заработка тут хорошо известны. Во-первых, это реклама, объем которой в социальных сетях США, согласно оценкам eMarketer, вырастет к 2012 г. в полтора раза и достигнет 2,6 млрд. долл. Во-вторых, такие проекты ценны сами по себе и неплохо продаются. В-третьих, они приносят существенный доход провайдерам (другой вопрос, как те делятся этим доходом с разработчиками и делятся ли вообще). Компания “Комлинк телеком” информировала, что две-три самые популярные социальные сети Рунета в конце 2007 г. буквально в считанные месяцы в разы увеличили объемы пользовательского трафика в домовых сетях, принеся провайдерам миллионы рублей прибыли. В перспективе эти структуры рассчитывают на еще больший спрос на волне роста популярности трафикоемких аудио- и видеоресурсов. В-четвертых, некоторые общеизвестные социальные сети начинают брать деньги за регистрацию, хотя долгосрочный эффект от таких решений весьма неоднозначен, или же в более гуманных вариантах предлагают своим пользователям всевозможные платные бонусы и дополнительные услуги. Так, новая калифорнийская сеть 23andMe планирует объединять клиентов по генетическим признакам, предлагая за 999 долл. расшифровку ДНК, подбор похожих людей и возможность “померяться” с геномами великих личностей. Подобных полуабсурдных сервисов, спрос на которые будет достаточно велик, наверняка можно придумать немало.
Наконец, в-пятых, на базе крупных сетей развиваются смежные бизнесы, заинтересованные в специализированных сервисах и готовые платить за доработку или создание расширений. Рынок подобных разработок в период 2006--2009 гг. вырастет почти в десять раз и достигнет 428 млн. долл., отмечают эксперты IDC. Практически все крупные поставщики социальных сервисов обещают помогать сторонним фирмам-разработчикам, только делают это по-разному. Так, в середине ноября была опубликована версия 0.9 спецификации OpenSocial 0.9 (версия 1.0 обещана в начале следующего года). Она выработана фондом OpenSocial и первоначально была создана Google для собственных программных интерфейсов, а сегодня поддержана в 7500 продуктах, которыми пользуется 600 млн. пользователей. Требования OpenSocial реализованы, например, в сетях LinkedIn, MySpace, Yahoo, китайской Xiaonei с 30 млн. зарегистрировавшихся и др. Конечно, и тут не обходится без технологических войн — Facebook и Microsoft, декларируя приверженность открытым веб-стандартам, пока не спешат реализовывать совместимость с OpenSocial.
Но одновременно с ростом популярности социальных сетей увеличивается и грануляция сообществ — как по интересам и профессиям, так и по корпоративному признаку. Далеко не всем удобно, да и не всегда желательно пользоваться для локального взаимодействия универсальным интерфейсом общения в глобальных социальных сетях, которые изначально ориентированы на множество пользователей. В результате появляются незанятые ниши для сетей на десятки или сотни тысяч человек. Об этой особенности рынка социальных сетей недавно рассказал генеральный директор “Битрикс” Сергей Рыжиков. Относительно небольшие сети востребованы и для внутрикорпоративного применения, и для развития партнерской сети, и для бизнеса, специализирующегося на организации различных тематических сообществ, и т. д. Так, питерская внутрикорпоративная сеть tele2sales компании tele2, по словам Алексея Ильина, гендиректора фирмы SPBNET, была задумана для взаимодействия с продавцами розничной сети и продвижения сервисов в условиях конкуренции с московскими сотовыми операторами. Первое время tele2sales показывала малую активность, но когда стандартные возможности были дополнены онлайновым магазином, где можно, например, получить призы в обмен на заработанные баллы, ее популярность быстро пошла вверх. Сегодня в ней зарегистрировано 34% продавцов, которые уже сами формируют сообщества по интересам и встречаются в “офлайне”.
Активизируются в социальных сетях и рекрутинговые компании — отдача от инвестиций в подбор сотрудников на таких ресурсах оказывается неожиданно высокой. Эту особенность отмечает Дмитрий Котеров, сооснователь и руководитель службы “Мой Круг": поиск сотрудников по рекомендациям остается одним из самых эффективных методов, а сети позволяют расширить круг взаимодействия и заменить процедуру обзвона знакомых на молниеносный поиск в сети с автоматическим отбором наиболее представительных предложений.
Многие компании, полагает г-н Рыжиков, понимают, что подобные сервисы им действительно нужны, однако не всегда знают, что для этого надо и как такие системы внедрить. Помочь им призван модуль “Социальные сети”, вошедший в новую версию продукта “1С-Битрикс: Управление сайтом 7.1”. В этом модуле привычные способы взаимодействия (блоги, форумы, фотогалереи, мгновенные сообщения) расширены средствами создания персональных страниц и групп пользователей с распределением прав, ведения тематических обсуждений, организации друзей, морфологического поиска и др. В новой редакции также усилена система безопасности, ведется журнал событий, появился медиапроигрыватель, позволяющий размещать на сайте мультимедийное содержимое, допускается видеотрансляция с сервисов наподобие YouTube.