Как заработать на идеях?
Продолжение. Начало в предыдущих номерах Журнала
«Что русскому хорошо, то немцу погибель»
Русская народная пословица
Какие особенности нужно учитывать?
Однако при этом важно избегать и другой крайности - слепому следованию и копированию достижений зарубежных предпринимателей. Тенденция все более глубокого осознания национальных особенностей и достоинств народа в последние годы приобрела характер более серьезного осмысления.
Все большее число ученых, предпринимателей, руководителей, специалистов, приходят к выводу о том, что нам не нужно слепое преклонение перед достижениями западных стран. Даже в отношении к иностранным фирмам и специалистам, работающим в России, взгляды изменились. Если раньше доминанта находилась где-то между восхищением и преклонением, то в настоящее время большинство соотечественников стали понимать, что не следует только так оценивать иностранный опыт и достижения, и тем более - менталитет.
Изменилось отношение и к зарубежным ученым и преподавателям, работающим в России. Недавно мне довелось быть очевидцем ситуации, когда слушатели одной из российских бизнес-школ обратились к ее руководству с предложением прекратить сотрудничество с проводившим занятия иностранным преподавателем, поскольку он слабо разбирается в реалиях «удивительной» российской действительности. И дает лишь оторванные от российской практики знания. В другом случае сам иностранный преподаватель отказался от продолжения занятий, так как не смог ответить на многие вопросы российских бизнесменов.
Генеральный директор ООО «Тяга» (Московская область) Сергей Владимирович Мясников рассказал мне, что их иностранные партнеры по бизнесу, с которыми они работают уже почти 10 лет, до сих пор не могут понять, по каким же правилам работают российские предприниматели и как они умудряются выживать в столь своеобразных условиях?
Все больше людей начинают понимать, что с учетом нашей истории, ментальности, особого состояния духа, воспитания, культуры, российское общество должно искать свой собственный путь, фильтруя, просеивая, отбирая, но не копируя механически все зарубежное.
Если и заимствовать - то творчески, осознанно переносить такие достижения на российскую почву, с учетом ее многочисленных «национальных» особенностей. Подтверждают эти изменения материалы прессы и социологических исследований. Люди хотят сами управлять своей судьбой, строить свой собственный уникальный путь. Таким же самобытным они хотят видеть путь своей страны.
Еще одна тенденция, на фоне которой происходят изменения - необходимость рационального использования природных ресурсов.
«Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь?»
Владимир Высоцкий
Сколько еще выдержит природа?
«Цивилизация так облегчает жизнь, что скоро жизнь станет просто невыносимой», - изрек Александр Кумор. Поэтому следующая реальность, которую мы должны осознать, такова: невозможно беспредельно злоупотреблять богатствами природы-матушки. Россия - одна из богатейших в мире стран по запасам: нефти, газа, алмазов, руд, редкоземельных металлов, иных полезных ископаемых. Она богата лесами, рыбными угодьями, урожайными землями, реками, водоемами и морями. Однако мы должны помнить, что все эти богатства ИСЧЕРПАЕМЫ.
В Якутии, в городе Мирном, где мне довелось консультировать одно из предприятий компании «Алмазы России», на месте знаменитой кимберлитовой трубки, в которой с 1956 года добывались алмазы, я увидел пустую воронку глубиной в 500 метров.
Освоение же нового разведанного месторождения в Архангельской области обойдется компании «АЛРОСА» при подземном шахтном способе добычи примерно в 20 раз дороже.
Россия продолжает продавать на внешнем рынке алмазное сырье, которое дешевле граненых алмазов в три-четыре раза, а этих же камней в ювелирных изделиях - на порядок.
При этом очень странно то, что Япония, не имея на своей территории алмазов, в то же время является лидером среди потребителей украшений с бриллиантами - 31,3 % рынка. Россия же покупает этих самых украшений в объеме 0,16 % от мировых продаж. Масштабный хозяйственный опыт помог сформулировать правильный вопрос Павлу Бородину: «Почему у России все есть и ничего нет, а у Японии ничего нет и все есть?» Действительно, почему? Попробуйте написать сочинение на эту тему. И возможно вы посмотрите на многие вещи другими глазами.
Государство продолжает жить по инерции. Пока есть что - продаем. Если не ломается, зачем ремонтировать? Чтобы закрыть сиюминутные бреши в бюджете и получить необходимую прибыль, наращивается экспорт сырьевых ресурсов. В то же время законом, принятым в Китае, запрещена вырубка лесов. Одновременно китайские бизнесмены активно скупают акции российских леспромхозов. Еще бы! Один сибирский кедр, который покупается в России за 30-40 долларов, в Китае продается уже за 1000 долларов!
Как сокрушенно подметил слушатель одной из бизнес-школ, наша страна во многом похожа на донора, который отдает свою кровь в обмен на кусок хлеба. И длительность его жизни зависит от количества крови в его организме.
Сложившееся положение должно заставить нас задуматься. В какой сфере мы должны искать идеи, и куда направить свою предпринимательскую активность в случае, если мы решимся ступить на эту тропу? Иначе настанет день, когда придется отдавать за бесценок последние ресурсы, чтобы выжить.
Какой же выход существует из создавшейся ситуации? Видимо, новый век дает нам и новые возможности для качественно иного решения этой задачи. В чем же таится этот секрет? И какие инструменты нам для этого нужны?
«Для того чтобы делать бизнес, нужна только одна вещь - мозги»
Герберт Кэссон, автор книги «Аксиомы бизнеса»
Интеллектуальный капитал - основной ресурс современной экономики
А такой - единственный инструмент, который нам нужен для того, чтобы сделать себя богатым, умным, здоровым и счастливым, есть у каждого из нас. И это удивительное, уникальное, поистине восхитительное творение создателя - наш мозг. Посмотрим же, кто и как его используют.
Пока Россия продолжает развивать добывающие отрасли, в большинстве промышленно развитых стран - Японии, США, Сингапуре, Таиланде и других упор в последние годы делается на активное использование интеллектуальных ресурсов.
Ради справедливости следует подчеркнуть, что этот факт все более осознают и некоторые российские компании. Например, Григорий Куликов, председатель Совета директоров московской риэлторской компании «МИЭЛЬ», накопив информационную базу данных о нескольких миллионах квартир, отказался от информационного безвозмездного обмена с другими риэлторскими фирмами. Он объявил ее интеллектуальным капиталом своей фирмы.
Читатель интернет-рассылки Вячеслав Федоров пишет: «Как научиться оценивать и превращать в деньги те идеи и знания, которые мы накапливаем в своей фирме? Возможно ли это? И если да, то как, и где этому можно научиться?»
Я направил ему подробный ответ. Но, видимо, подобные вопросы интересуют и многих других людей, думающих о своем деле. Поэтому еще более подробный ответ изложен на страницах читаемого вами руководства к действию. Всем нам следует постоянно помнить о том, что информация и знания стали поистине термоядерным оружием в современной конкурентной борьбе, представляют гораздо большую ценность и обладают большим могуществом, чем природные ресурсы и гигантские по размерам предприятия.А это значит, что мы с вами должны стремиться к повышению эффективности «объединенных мозгов». Поскольку мозговой альянс интеллектуальных капиталов, суперразум, рождающий синергизм, сегодня определяет наше будущее.
«Какая польза нашей фирме от вашей электрической игрушки?» - спросил Карл Ортон,
президент компании «Вестерн Юнион», у Александра Грэхема Белла,
предложившего ему все права на изобретенный им телефон за 100000 долларов.
Преимущества интеллектуального капитала
Страны, лидеры и население которых научились активно умножать и использовать интеллектуальный капитал, получают огромные выгоды. Согласно данным исследовательской лаборатории компании «Моторола», 1 доллар, вложенный в знания, приносит этой компании до 33 долларов прибыли.
Не верите? Тогда попробуйте проанализировать ваши самые удачные сделки. Не исключено, что среди них вы найдете такие, которые по прибыльности могут даже превзойти названную цифру.
В подтверждение в качестве примера приведу случай из собственной практики. В 1989 году я разработал Положение об организации на предприятиях арендных отношений. В то время эта тема была чрезвычайно актуальна. Мой месячный заработок составлял 140 рублей. Сделав документацию, я предложил одной из фирм, с которой сотрудничал, разослать подготовленную мной рекламу, что они и сделали. В фирме было 4 человека, все они занимались рассылкой. Доход решили распределить поровну на всех пятерых участников. В течение последующих трех месяцев мне выплатили вознаграждение - 5000 рублей. За неделю я заработал в 150 раз больше, чем за ту же неделю работы на основном месте.
Казалось бы, вот она - идеальная схема дальнейшей организации работ. Ан нет! Снова привычная работа, поток текучки. Лишь много позднее я осознал разницу между услугой и тиражным продуктом. И об этом расскажу чуть ниже, когда мы приступим к анализу выбора вида деятельности и путей предпринимательства.
Это наглядные примеры того, почему ценность идей с каждым годом стремительно возрастает, а механизм стимулирования их рождения, охраны и защиты приобретает все большее значение.
Давайте «разберем» механизм рождения идей, процесса их коммерциализации и превращения в интеллектуальный капитал на части, изучим его составляющие. Чтобы потом каждый мог собрать свою собственную, наиболее совершенную модель машины, приносящую благополучие, радость и удовлетворение.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Многое из того, к чему призывает эта книга, может показаться и наверняка поначалу покажется либо слишком простым и очевидным, либо, наоборот, непонятным, и поэтому может вызвать неверие.
РЕЦЕПТ ОТ НЕВЕРИЯ. Многократное, систематическое повторение, обдумывание и концентрация лишь на одном очередном шаге на пути познания до тех пор, пока подсознание не закрепит его. И вы начнете действовать на «автопилоте». После этого спокойно переходите к освоению следующего шага этой «пошаговой» инструкции.
Итак, мы рассмотрели основные внутренние и внешние тенденции, на фоне которых происходит в настоящее время наша адаптация к изменившимся условиям жизни. Теперь исследуем, какие препятствия воздвигнуты на пути приобщения населения нашей страны к предпринимательству. А их за долгие годы компрачикосии, когда сознание нашего народа было «замуровано» в глиняные кувшины уродливой формы, в наше сознание вложено немерено.
Продолжение в следующем выпуске журнала.
Буду признателен вам за активность, вопросы, предложения, пожелания.
Ибо в этом залог именно вашего успешного обучения и достижения ваших целей!
Александр Орлов, президент Международной Академии развития бизнеса
Президент Международной академии развития бизнеса
Электронный журнал "Найди Делового Партнера!"